Простейшая мысль №1: в школах учат не тому. "Тоже мне открытие!". Согласен. Это уже расхожая мысль. Добавлю сюда одно уточнение: в большинстве школ для взрослых тоже учат не тому. Подтверждение услышал у Казиника. Ругаемого и презираемого профи. Но говорящего правильные вещи про тех же самых профи (может, им настолько некомфортно это слышать, и поэтому они так реагируют?). Если ты идёшь на курсы игры на гитаре, то тебя учат играть на гитаре. Логично? Учат координировать правую и левую руки, учат нотам, аккордам и т.д. Даже если ты крутой гитарист и идёшь в крутую школу, чтобы расширить свою исполнительскую палитру, тебя учат тому же самому — только переставлять пальцы ты будешь быстрее и хитрее. При этом тебя всё равно не будут учить САМОМУ ВАЖНОМУ И ГЛАВНОМУ. Как вам такая аналогия? Вы приходите в школу живописи и вас учат: - Как держать кисть - Как смешивать краски - Различным техникам и технологиям - Истории живописи - Композиции - Другим премудростям, которые помогают вам нанести краску на холст и сделать изображаемое более-менее соответствующим законам композиции и восприятия. НО! Скорее всего, вы вряд ли будете разговаривать на такие темы: - Через что нужно пройти в своей жизни, чтобы увидеть то, что увидели Ван Гог, Гоген или Делакруа, и потом попытаться передать это на холсте - Техника, краски, владение цветом — это хорошо. Но всё это херня, если тебе нечего сказать как человеку. Кто ты? - Если ты не революционер, то ты подражатель. Гоген так и написал: В искусстве можно быть или революционером, или плагиатором. Как развить мышление революционера? Что объединяет революционеров? - Нахрена тебе вообще браться за кисть. Что тобой движет. Почему ты не можешь НЕ писать? А не пошёл бы ты в менеджеры? - Как твои занятия живописью изменят тебя как человека? - Как твои занятия живописью изменят мир? И надо ли вообще его менять? Я временами посматриваю различные гитарные видео-уроки. Все они, если продолжить аналогию, — про кисти, краски, выбор холста, технику нанесения различных мазков, компоновку портрета, различные исторические сюжеты и т.д. Я пока не видел уроков про глубину. Про то, как, например, посмотреть в глаза своему самому большому страху и передать это через музыку (первое, что пришло в голову, прямо сейчас). А что касается Казиника, то он сказал просто: дирижёров учат управлять оркестром, музыкантов — правильно передвигать пальцы и интонировать, но никого не учат музыкальной этике. Музыку преподают как ремесло, хотя это искусство. Большая картинка отсутствует. Можете поспорить. А можете попробовать вспомнить самую сильную эмоцию. Или страшную. Или грустную (возможно, даже жуткую или ту, от которой ком в горле). И передать её через то ремесло, которым вы занимаетесь. Возможно, вы окажетесь в одном шаге от искусства. P.S. В одном фильме про электронную музыку главный герой в кульминации включает в трек запись голоса своего умершего друга. Музыка становится другой — не только для него, но и для нескольких тысяч зрителей. Они ничего не знают про умершего парня, но они чувствуют нечто. Ту самую грань, где заканчивается ремесло и начинается что-то другое.

Теги других блогов: школа искусство образование